Ну, когда я говорю "эталонный образец", я не имею в виду, что мне такой мир кажется идеалом. Просто он эталонно описан талантливым автором. И именно глазами сторонника. По-моему, там исчерпывающее описание, как должен выглядеть такой мир с точки зрения того, кто считает его идеалом. Но это не фантастика, да. Это книжка про Советский Союз. Сферический в вакууме местами, но это того, соцреализм. Три толстенных тома. Нежно люблю эту вещь.
А с постулатом "принеси пользу" основная проблема - по-моему не в самой идее, а в том, что она постоянно выдвигается в директивной форме. То есть, эта идея содержит какой-то токсический компонент, который влияет на ее носителей примерно в одну и ту же сторону: создает иллюзию права на объективную оценку окружающих. Право на оценку есть у всех. Только это субъективная оценка: "я, мне, по-моему". Объективная оценка касается ограниченного круга ситуаций, не является чьей-то личной и записана в специальной книжке, которая называется "кодекс". В зависимости от конкретного круга ситуаций - Гражданский или Уголовный.
А радение за общее благо создает иллюзию бескорыстия, объективности и прочей "чистоты помыслов", и в этом отношении мало чем отличается от любого "не нам, не нам, но имени Твоему".
Почему иллюзию?.. Потому что если не в большинстве, то в очень существенной части случаев это именно иллюзия. Почему? Потому что это очень удобная защита. И очень удобное прикрытие для любых побуждений. Та же "кухонная мамаша" - она там со своей тревогой взаимодействует, со своими представлениями. Но не может же она открыть рот и прямо человеческим голосом сказать: "я хочу иметь возможность гордиться твоими достижениями и хвастаться своим знакомым, и вот Мариваннин Вася делает ракеты, попутно переплывая Енисей, так что поднажми, чтобы я могла хоть в области балета ее отдоминировать". Ты мой проект, так что давай, соответствуй. Или "я боюсь, что твоя жизнь пойдет не так, как мне хочется". "Если ты не будешь полезным, тебя не будут любить", "Знаешь, дорогой, я не хочу в старости жить на пенсию, но не откладываю на банковский счет, а инвестирую в тебя. И я хочу гарантировать себе доход от этих инвестиций". Во-первых, язык как-то плохо поворачивается, а во-вторых довольно разумно страшно получить в обратку такой же честный ответ...
А для другой категории граждан это очень удобный щит от социальных страхов. Да нифига человек не бескорыстный на самом деле, он просто с ума сходит от страха изоляции. Это как раз тот случай, когда "трансгуманизм" успешно лечится у психоневролога. И надо бы, по хорошему, потому что именно эта категория чаще всего переходит к открытой агрессии.
А для третьей - это превосходный инструмент манипуляции. В глубоко собственных интересах. Потому что инструмент очень удачный для катания на чужом чувстве вины, стыда, на социальных страхах и каких-то моральных императивах. Ну такой удобный инструмент! Ну сам в руки просится!
И в сухом остатке идейных здоровых апологетов останется боюсь, что не большинство. Совсем не большинство.
И вот это "не большинство", в добавок, будет самым тихим. Потому что это "не большинство" обычно просто молча делает дело.
Но даже тут... Есть такое когнитивное искажение: "эффект табуретки". Я его сама придумала, по результатам многолетних наблюдений (кстати, если по-настоящему такое есть, подскажите, как называется). Человек, который считает, что занят Общественно Полезным Делом, но сам с этого ништяков не имеет (или количество ништяков не сопоставимо с трудозатратами) немедленно залезает на табуретку и начинает оттуда плеваться. Вот, например, рядом с одним из загородных КСК завелись поисковые отряды. Которые останки павших ищут и всё такое. Не черные копатели, а эти вот, идейные. У них - Дело. Поэтому они роют узкие глубокие шурфы (по колено примерно, и как раз нога пройдет) где попало: в траве, на обочинах, возле тропинок - и за собой принципиально не закапывают. И очень искренне возмущаются, когда к ним предъявляют претензии, что тут лошади ездят, люди ходят, скотину пасут... У нас - Дело! Важное! Нужное! Бескорыстное! А у вас?! Вот сами и закапывайте. Елки, потребовался краткий убедительный курс лопатотерапии (не в плане закапывания, отнюдь) для того, чтобы спихнуть их с табуретки. И они ничего не поняли. Ни-че-го. Просто испугались и обиделись.
И я это наблюдаю постоянно. Если у человека есть Дело, и это даже хороший, искренний, бескорыстный человек, ему таки требуется супервизор с лопатой, который будет сшибать с табуретки. Потому что человек постоянно сворачивает в сторону игнорирования интересов окружающих и ведет себя как "бескорыстный эгоист". Обычный - тянет одеяло на себя. А такой - на свое Дело. Но так же весело скачет по головам, еще и веселее, пожалуй, потому что обычный эгоист, безыдейный, таки боится. А такой - идейный, бесстрашный и уверенный в своей правоте. Он тоже своего рода эгоист, потому что для него Дело - часть "я", большая часть самоосознания и база для самооценки. Это чудесные, искренние, бескорыстные, отважные и прямодушные люди. Крайне при этом неприятные. И при том же уверенные, что не любят их именно за честность и бескорыстие, за правду, которая "глаза колет" прочим лентяям и единоличникам, а не за кое-что другое.
Собственно, и на обычных людях этот эффект работает. Всем опрошенным значительно легче и приятнее отстаивать чужие интересы, а не свои. Вот когда бьешься за чужие интересы - у-ух! - можно и двери в кабинеты ногой открывать, и обличать гневно, и в бубен кому-нибудь прописать с разворота. А как за свои интересы - так картина "Опять двойка".
Любое "не нам, не нам, но имени Твоему" ("я за справедливость", "польза человечеству", "культурные ценности", "духовные скрепы") - это индульгенция. И в этом аспекте нет никакой разницы между консеквенциализмом и религиозным фундаментализмом: индульгенция она и в Африке индульгенция.
И с этого ракурса очень, очень плохо и опасно предостерегать от "теплого ощущения". Мол, если ты чувствуешь что-то такое, значит, ты заботишься о собственном комфорте. Это снизит твою эффективность!
Но это чувство необходимо. Да, вероятно, оно может снизить эффективность. Да и черт с ней. Это чувство обесценивает индульгенцию. Не полностью, но довольно существенно. Потому что таки да, я делаю это потому что мне нравится. По приколу мне. Мне, мне! И на этом дверь "не нам, не нам, но имени..." с грохотом захлопнулась. А за этой дверью сидят такие чудовища, которые не то что третьяковку сожрут и диснейлендом закусят... Они на этом месте не НИИ Дальнего Космоса построят. Они построят концлагерь напополам с застенками инквизиции.
И если и надо с каким чувством бороться - так это с чувством, что у тебя в кармане лежит индульгенция. "Все, что сделал предъявитель сего..."
Так что идея "заняться делом" и "принести пользу" - она не плохая. Она даже, можно, сказать, хорошая. Правильная. Да чоужтам, отличная идея. Один минус: она токсичная. То есть, она содержит неустранимые (в силу человеческой природы) токсические элементы, способные привести к разрушительным последствиям. Эти же элементы делают ее мощнейшим инструментом манипуляции, что делает ее использование возможным только в составе комплексной терапии с регулярным применением лопаты.