Вы здесь

Фальшивая мораль

Элиезер Юдковский

По словам религиозных фундаменталистов, источником морали является Бог. Не может быть морали без Судьи, который награждает и наказывает. Если бы мы не боялись ада и не стремились в рай, то что мешало бы людям убивать друг друга направо и налево?

Предположим, Омега угрожает убить вас, если вы войдёте в туалет между 7 и 10 утра. Стали бы вы паниковать, что когда-нибудь Омега отменит свою угрозу? Ужасала ли бы вас мысль: «Что остановит меня от посещения туалета, если Омега уберёт свой запрет?» Нет. Скорее всего, вы испытаете огромное облегчение, поскольку теперь у вас будет больше возможностей, кхм, облегчиться.

И поэтому сам страх верующего человека, что Бог может перестать наказывать за убийство, показывает, что убийство само по себе вызывает у людей отвращение, независимо, наказывает за него Бог или нет. Если бы люди без угрозы божественного возмездия не чувствовали, что убийство — это неправильно, то отсутствие наказания за убийство пугало бы не больше, чем отсутствие наказания за насморк. Если у Overcoming Bias ещё остались религиозные читатели, я хочу вам сказать: Возможно, когда-нибудь вы утратите веру. Однако, у вас останется понимание, что хорошо, а что плохо. Потому что если вас тревожит перспектива, что Бог не будет за что-то наказывать, то это и есть нравственный компас. Этот компас можно встроить в систему принятия решений напрямую и им пользоваться. Если по поводу чего-то вы боитесь, что Бог не будет вас наказывать, вы можете это просто не делать. Страх потерять нравственный компас сам по себе нравственный компас. Более того, я подозреваю, что вы и так пользуетесь этим компасом и всегда пользовались именно им. Как однажды сказал Пирс Энтони: «Лишь те, у кого есть души, беспокоятся об их наличии». Замените душу на нравственность, предложение не потеряет от этого смысл.

Вы слышали, чтобы религиозные фундаменталисты когда-нибудь говорили: «Если бы мы не боялись ада и не стремились в рай, то что бы остановило людей от поедания свинины?» Однако если бы согласно их предположениям у нас не было бы нравственного компаса без божественной награды и возмездия, этот аргумент звучал бы не менее мощно, чем предыдущий.

Даже то, что Бог угрожает вечным адским пламенем, а не печеньем, отражает уже существующее понимание, что адское пламя — это плохо. Подумайте над следующими высказываниями двух философов. Кто из них на самом деле альтруист, а какой — эгоист?

«Нужно быть эгоистом. Ведь когда люди пытаются улучшить общество, они вмешиваются в чужие дела, придумывают всякие законы, захватывают власть и делают всех несчастными. Берись за ту работу, за которую больше всего платят, ведь это означает, что по мнению эффективного рынка она приносит больше пользы, чем все остальные. Нанимаясь на работу с меньшей оплатой, ты пытаешься угадать, что по мнению рынка будет полезно обществу в будущем».

«Нужно быть альтруистом. Ведь мир — это повторяющаяся „дилемма заключённого“, в которой лучшая стратегия — это „Око за око“ и сотрудничество на первой итерации. Люди не любят подонков. Приятные люди действительно побеждают чаще. Исследования показывают, что люди, которые приносят пользу обществу и у которых есть смысл в жизни, счастливее остальных. Эгоисты в долгосрочной перспективе несчастны».

Если не обращать внимания на рекомендации этих философов, можно заметить, что первый для обоснования своей точки зрения использует исключительно критерии блага общества. Для первого философа аргументом в пользу эгоизма становится его польза для всех. Второй философ апеллирует исключительно к индивидуальному гедонистическому критерию. Для него альтруизм полезен, потому что от него больше пользы конкретному человеку: выше социальный статус, больше получаемое удовольствие.

Так кто же из них настоящий альтруист?

Тот, кто придерживает дверь для пожилых женщин.


Перевод: 
sepremento, Alaric
Номер в книге "Рациональность: от ИИ до зомби": 
259
Оцените качество перевода: 
Средняя оценка: 4.5 (12 votes)
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/637