Вы здесь

Два коана о культах

Элиезер Юдковский

Первый коан

Рационалист-новичок, который учился под началом мастера Оуги, был упрекнут своим другом, который сказал: «Ты проводишь все время, слушая своего мастера и рассуждая о «рациональном» том и «рациональном» сём — ты же просто попал в культ!»

Новичка сильно задели эти слова. Они продолжали крутиться у него в сознании весь день, и даже когда он лег спать — они проявлялись в его снах.

На следующий день он пошел к Оуги, как обычно, и сказал: «Мастер, меня поглощает беспокойство — что это культ, а ваше учение — не более, чем догма».

Оуги ответил: «Если ты найдешь лежащий на дороге молоток и пойдешь продавать его, ты можешь запросить низкую цену или высокую. Однако если ты оставишь его и используешь, чтобы забивать гвозди, кто усомнится в его ценности?»

Новичок заметил: «Ну, вот это одна из тех штук, что меня беспокоит — твои загадочные реплики в духе дзен».

Оуги сказал: «Ладно, тогда постараюсь ответить понятней, приведя совершенно разумные аргументы, которые покажут тебе, что ты не подпал под влияние культа. Но сначала ты должен надеть эту глупую шляпу».

Оуги дал новичку огромную коричневую ковбойскую шляпу.

«Но, мастер…», — растерялся новичок.

«Когда я объясню тебе все», — продолжил Оуги, — «ты поймешь, зачем это было нужно. Ну или можешь и дальше не спать ночами, гадая, не подпал ли ты под влияние культа».

Новичок надел шляпу.

Оуги начал говорить: «Как долго ты будешь повторять мои слова и игнорировать их смысл? Хаотичные мысли развиваются из чувства привязанности к желаемым выводам. Ты слишком озабочен своим образом как рационалиста. Ты пришел ко мне в поисках успокоения. Если бы ты был по-настоящему любопытен, и не знал бы какой путь тебе избрать, ты бы искал способ разрешить свои сомнения. Поскольку ты захотел разрешить свой когнитивный диссонанс, ты надел эту глупую шляпу. Будь я плохим человеком, я заставил бы тебя заплатить сотню серебряных монет. Когда ты концентрируешься на реальном вопросе, смысл или никчемность твоего понимания скоро становится очевидной. Ты похож на мечника, который оглядывается по сторонам, ища, не смеется ли кто над ним…»

«Ладно, понял», — прервал новичок.

«Ты просил длинную версию», — сказал Оуги.

Этот новичок в дальнейшем преуспел в обучении у мастера и стал известен как Ни но Тачи. И после этого он никогда не позволял своим ученикам цитировать его слова в их спорах, говоря: «Используйте техники, а не упоминайте о них».

Второй коан

Рационалист-новичок пришел к мастеру Оуги и сказал: «Мастер, я волнуюсь о том, что наше рационалистское додзё выглядит немного… ну… как культ».

«Это серьезная причина для беспокойства», — ответил Оуги.

Новичок подождал немного, но мастер больше ничего не произнес.

Тогда новичок попытался еще раз: «Я имею в виду, что, извините уж, ношение эти мантии и капюшонов делает нас похожими на каких-нибудь кровавых масонов или типа того».

«А», — отозвался Оуги, — «мантии и прочие атрибуты»,

«Ну да, мантии и атрибуты», — согласился новичок, — «это кажется ужасно нерациональным».

«Я разрешу все твои сомнения», — ответил мастер, — «но сначала ты должен надеть эту глупую шляпу». И Оуги достал остроконечную шляпу волшебника, украшенную полумесяцами и звездами.

Новичок взял шляпу, посмотрел на нее и впал в отчаяние: «Но как это может помочь?»

«Поскольку тебя волнуют взаимосвязи между одеждой и теорией вероятности», — ответил Оуги, — «то для тебя не будет сюрпризом, что ты должен носить специальную шляпу, чтобы понимать все».

Когда новичок достиг ранга старшего ученика, он взял себе имя Боузо и обсуждал рациональность только в костюме клоуна.

Перевод: 
Remlin
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/129
Москва, 27 января — 17 февраля:
3-недельный курс прикладной рациональности
от рационального клуба Кочерга