Вы здесь

Разумные персонажи первого уровня

В фильме «Хоббит 2: Пустошь Смауга» есть сцена1, которой не было в оригинальной книге.

События в фильме развиваются следующим образом: тринадцать гномов и Бильбо Бэггинс, после полутора фильмов сражений и дороги, приходят туда, где Торин, лидер гномов, ожидает найти секретный вход в потерянное гномское королевство Эребор. Этот вход открывается только в определенный день года (день Дурина) и у отряда есть расшифрованная карта, которая гласит «Встань у серого камня, когда стрекочет дрозд, и последний луч света осветит замочную скважину в день Дурина».

Потом солнце садится за гору, а они так и не находят замочную скважину. И тогда Торин… Мне больно даже писать это… Торин брезгливо выбрасывает ключ и все гномы начинают спускаться с горы. Один только Бильбо продолжает вглядываться в каменную стену. И именно поэтому Бильбо единственный видит как свет поднимающейся Луны внезапно выявляет замочную скважину.

Что не так с моментом, когда кино!Торин 2 с отвращением выбрасывает ключ и уходит?

Я бы так не поступил.

Вы бы так не поступили.

Мы подождали бы на этом месте не меньше часа, на случай, если ещё какой-то луч солнца прорвётся с той стороны горы, и даже вернулись бы на это место завтра, просто на всякий случай. И если бы и тогда не вышло, мы попытались бы ещё через год. Мы не выбросили бы ключ. Мы не разбрелись бы восвояси сразу же после первой неудачи.

Сценарист счёл, что получит по-настоящему драматичный момент, если оставит Бильбо в одиночку смотреть на стену. Но в расплату за этот драматичный момент в фильме завелись странные, чуднЫе создания, которые мыслят не так, как это делаем мы с вами. Так что этот драматичный момент не окупился, по крайней мере, для меня.

Можно сказать, что этим странным существам недостаёт определённого типа осознания. Сценарист хотел бы, чтобы мы кричали на кино!Торина «О нет! Глупец! Не делай этого!», но похоже, что сценарист не понимает, что Торин мог бы прокричать всё это сам себе и что Торин может заметить глупость творимого им на экране точно так же, как это сделали мы. В наших головах всё это прокричит тот тихий голос, который и есть мы. Кино!Торин лишён его, поэтому его можно назвать голливудским зомби3, или, для краткости, г-зомби.

Ладно, теперь давайте поговорим о концепции «умных персонажей».

Взглянем, что в мейнстримовой художественной литературе означает «умный». Про «умного» персонажа вам скажут (но не покажут), что он говорит на десяти языках. Могут продемонстрировать, как он выигрывает в шахматы у кого-то, кого вам только что представили как гроссмейстера. В (некачественном) научно-фантастическом произведении «гениальный» персонаж может изобрести какое-нибудь приспособление и сыпать техническим жаргоном. Вам могут показать невежество «гения» в вопросах дружбы или любовных отношений, чтобы подчеркнуть его «ум». В американских фильмах и телесериалах «умные» персонажи (в основном антагонисты) говорят с британским акцентом.

Для учёного-когнитивиста ум — это вид когнитивной работы: усилие, которое производит мозг (необязательно человеческий). Это работа в той же мере, что и работа, которую совершает двигатель, создавая крутящий момент и заставляя колёса тащить автомобиль вперёд. В чём заключается когнитивная работа? Можно сказать «Моделировать, предсказывать и управлять реальностью. Ещё можно сказать «Совершать действия, которые приближают будущее к желаемым исходам в порядке предпочтения.

Голливудская концепция ума не имеет ничего общего с когнитивной работой. Здесь ум — это социальный стереотип: то, как «умные персонажи» одеваются, как они говорят и сколько их потребуется, чтобы вкрутить лампочку.

Всё вышесказанное нужно было для того, чтобы как можно точнее обозначить голливудскую концепцию «ума» и откинуть её в сторону как заблуждение. Теперь мы зададимся вопросом — как можно описать более умного Торина?

Более умный Торин не изобрёл бы потрясающий новый вид щитов из супердуба.

Более умный Торин не был бы очаровательно (или омерзительно) жалким в романтических отношениях.

Более умному Торину не нужно было бы сыпать пафосными техническими терминами или декламировать числа с большим количеством знаков после запятой.

Более умный Торин не стал бы втайне детально планировать схватку, имеющую целью внушить Смаугу ложное чувство безопасности. Мы ещё поговорим о том, как верно передать такой вид рассудительности, который можно было бы назвать коварством, в главе про умных персонажей второго уровня. Нет смысла пытаться прописывать таких персонажей, не овладев вначале первым уровнем. Кроме того, разум первого уровня куда важнее.

Более умный Торин не воспользовался бы своими поразительно обострёнными способностями к восприятию, чтобы мгновенно найти замочную скважину. Даже если сообщить читателю, что у персонажа зоркий глаз, это не вдохнёт в него искру внутренней жизни и оптимизации.

И тем более, более умный Торин не решил бы эту загадку с опорой на подсказки, которые были отчётливо даны в предыдущих главах и которые читатель, вообще-то, уже мог и сам разгадать — хотя такой подвиг продемонстрировал бы настоящую когнитивную работу персонажа (что тоже будет раскрыто в рассказе про разум второго уровня).

Нет, чтобы Торин стал чуть умнее, достаточно всего лишь чтобы он вёл себя так, словно внутри него есть личность, которая размышляет над тем, как будет лучше поступить. Чтобы он вёл себя так, как повели бы себя вы или я, оказавшись на его месте, а не как г-зомби, который выбрасывает ключ лишь для того, чтобы обеспечить Бильбо драматичный момент.

Первый шаг к этому очень прост и зауряден – персонаж должен производить впечатление, будто бы он делает лучшее, на что способен в данной ситуации. Что он озабочен оптимизацией собственной жизни, а не угождением сюжету. Его оптимизации не обязательно должны быть супер-пупер-потрясающе-находчивыми — великий урок искусственного интеллекта состоит в том, что сложности интеллекта человеческого уровня в основном хватает только на повседневную рутинную оптимизацию. Не изобретение щитов из супердуба и даже не решение загадок — мы говорим о такого типа «оптимизациях», что порождены той внутренней искрой, которая заинтересована в улучшении своей жизни, а не в служении вашему сценарию. Это та искра, которой не хватает кино!Торину; та искра, которая могла бы услышать внутри себя крики со зрительских кресел; та искра, что не выбросила бы ключ.

  • 1. http://www.youtube.com/watch?v=O34oOCB_7Kk
  • 2. В данной мини-книге, «N!M» – обозначает объект M пространства имён N — Прим. переводчика.
  • 3. Отсылка к идее философского зомби, см. https://lesswrong.ru/w/Зомби_Зомби — Прим. переводчика.
Автор: 
Элиезер Юдковский