Вы здесь

Краткое руководство по разумным персонажам

Существует альтернативный завершённый перевод: https://lesswrong.ru/node/205

Перед вами «Краткое руководство по разумным персонажам» — несколько коротких фрагментов из неоконченной мини-книги о том, как прописывать разумных персонажей. Возможно, когда-нибудь я опубликую полную версию этой мини-книги, но не раньше, чем закончу «Гарри Поттера и методы рационального мышления».12

Данный сборник рекомендаций может содержать существенные, хотя и не критичные спойлеры к МРМ. Допускается, что типичный читатель данного сборника уже читал МРМ, и что для тех, кто не читал МРМ, собранные в книге писательские рекомендации могут показаться бессмысленными. Обсуждение материалов ведётся в группе Eliezer Yudkowsky’s Essays в фейсбуке.

В случае, если фразы вроде «Показывай, а не рассказывай» ни о чём вам не говорят, то сначала следует изучить стандартные книги с рекомендациями для писателей, например «How to Write Science Fiction and Fantasy» Орсона Скотта Карда. Я намеренно опустил все рекомендации, которые уже даны в стандартных книгах по писательскому мастерству.

  1. Персонажи с разумом первого уровня. Прописываем персонажей с внутренней искрой жизни и оптимизации. Такие персонажи не вытворяют никаких сверх-восхитительно умных штучек, а просто регулярно пытаются оптимизировать собственные жизни, делая это в должной мере осознанно.
  2. Разум через эмпатию и уважение. Нельзя прописать разумного персонажа, не очутившись перед этим в его шкуре и не представив себя на его месте – то есть, без эмпатии. Два трюка, которые помогают прописывать разумных персонажей: (во-первых) по-настоящему представить себя на месте персонажа и (во-вторых) создать персонаж на базе какой-то реальной или выдуманной личности, к которой вы испытываете уважение.
  3. Обдуманные реакции и умные ошибки. Каждый персонаж с разумом первого уровня жаждет отправить ваш точно выверенный замысел под откос и обязательно ухватится за любую возможность так поступить. Вы должны мастерски составлять эпизоды так, чтобы оптимизирующие реакции персонажей продвигали сюжет в задуманном вами направлении. Если персонаж должен совершить ошибку, то пусть это будет умной ошибкой. В идеале, при первом прочтении читатель (как и персонаж) не должен заметить, что на самом деле что-то было ошибкой.
  4. Истинные моральные конфликты. Орсон Скотт Кард писал, что, хотя противостояние Добра со Злом может быть захватывающим, ему никогда не быть таким же захватывающим, как битве Добра с Добром. По-настоящему сильный моральный конфликт строится либо вокруг таких тем, к которым у вас нет предубеждений, либо при столкновении в конфликте двух незапятнанных идеалов, когда даже вы сами не уверены, чем он разрешится.
  5. Правдоподобные злодеи и точки зрения. По аналогии с прохождением предложенного Брайаном Капланом идеологического теста Тьюринга, правдоподобный злодей должен быть прописан таким образом, чтобы его прообраз из реального мира мог зачитать реплики этого персонажа, одобрительно кивнуть и подтвердить: «Да, именно так бы я и сказал». Близкий к этому принцип гласит, что с точки зрения любого из персонажей, вселенная вращается именно вокруг него и никто не должен смочь аргументированно заявить, что в центре вселенной на самом деле находится кто-то другой.
  6. Оригинальность. Секрет оригинальности нелёгок, хотя и прост: не делайте того, что уже было сделано. Для этого может потребоваться отбросить мысль, первой пришедшую к вам в голову. Тесно связанное с этим правило гласит: не выбирайте лёгких путей.
  7. Жанровая смекалка. Обычно как-то так оказывается, что персонажи с разумом первого уровня когда-то читали те же самые книги, что и вы. Из этого следует, что вам придётся подкидывать им такие задачки, которые нельзя будет решить, просто воспользовавшись знаниями из этих книг.
  8. Level 2 Intelligent characters. Work in progress
  9. Inexploitability. Work in progress
  10. Объясняя другие вселенные. Объяснение или использование чужой вселенной есть тот вызов, который кажется более естественным для нас, поскольку эту вселенную создал кто-то другой. В этом (частично) состоит логика появления рациональных фанфиков.
  11. Разрешимые загадки. Добавлять загадки в историю лучше всего следующим способом – придерживайте скрытым какой-то известный только вам факт о вашей истории, не проговаривайте его в тексте явным образом. Всё, больше не прилагайте никаких усилий для его сокрытия. Остальное возьмёт на себя иллюзия прозрачности.
  12. Real learning. Work in progress
  13. Level 3 Intelligent characters. Work in progress
  • 1. Далее в тексте книги — МРМ (здесь и далее примечания переводчика).
  • 2. Работа над МРМ завершена в 2015 году, перевод книги на русский язык доступен на сайте https://hpmor.ru
Автор: 
Элиезер Юдковский