Вы здесь
Главные вкладки
Краткое руководство по разумным персонажам
Существует альтернативный завершённый перевод: https://lesswrong.ru/node/205
Перед вами «Краткое руководство по разумным персонажам» — несколько коротких фрагментов из неоконченной мини-книги о том, как прописывать разумных персонажей. Возможно, когда-нибудь я опубликую полную версию этой мини-книги, но не раньше, чем закончу «Гарри Поттера и методы рационального мышления».12
Данный сборник рекомендаций может содержать существенные, хотя и не критичные спойлеры к МРМ. Допускается, что типичный читатель данного сборника уже читал МРМ, и что для тех, кто не читал МРМ, собранные в книге писательские рекомендации могут показаться бессмысленными. Обсуждение материалов ведётся в группе Eliezer Yudkowsky’s Essays в фейсбуке.
В случае, если фразы вроде «Показывай, а не рассказывай» ни о чём вам не говорят, то сначала следует изучить стандартные книги с рекомендациями для писателей, например «How to Write Science Fiction and Fantasy» Орсона Скотта Карда. Я намеренно опустил все рекомендации, которые уже даны в стандартных книгах по писательскому мастерству.
- Персонажи с разумом первого уровня. Прописываем персонажей с внутренней искрой жизни и оптимизации. Такие персонажи не вытворяют никаких сверх-восхитительно умных штучек, а просто регулярно пытаются оптимизировать собственные жизни, делая это в должной мере осознанно.
- Разум через эмпатию и уважение. Нельзя прописать разумного персонажа, не очутившись перед этим в его шкуре и не представив себя на его месте – то есть, без эмпатии. Два трюка, которые помогают прописывать разумных персонажей: (во-первых) по-настоящему представить себя на месте персонажа и (во-вторых) создать персонаж на базе какой-то реальной или выдуманной личности, к которой вы испытываете уважение.
- Обдуманные реакции и умные ошибки. Каждый персонаж с разумом первого уровня жаждет отправить ваш точно выверенный замысел под откос и обязательно ухватится за любую возможность так поступить. Вы должны мастерски составлять эпизоды так, чтобы оптимизирующие реакции персонажей продвигали сюжет в задуманном вами направлении. Если персонаж должен совершить ошибку, то пусть это будет умной ошибкой. В идеале, при первом прочтении читатель (как и персонаж) не должен заметить, что на самом деле что-то было ошибкой.
- Истинные моральные конфликты. Орсон Скотт Кард писал, что, хотя противостояние Добра со Злом может быть захватывающим, ему никогда не быть таким же захватывающим, как битве Добра с Добром. По-настоящему сильный моральный конфликт строится либо вокруг таких тем, к которым у вас нет предубеждений, либо при столкновении в конфликте двух незапятнанных идеалов, когда даже вы сами не уверены, чем он разрешится.
- Правдоподобные злодеи и точки зрения. По аналогии с прохождением предложенного Брайаном Капланом идеологического теста Тьюринга, правдоподобный злодей должен быть прописан таким образом, чтобы его прообраз из реального мира мог зачитать реплики этого персонажа, одобрительно кивнуть и подтвердить: «Да, именно так бы я и сказал». Близкий к этому принцип гласит, что с точки зрения любого из персонажей, вселенная вращается именно вокруг него и никто не должен смочь аргументированно заявить, что в центре вселенной на самом деле находится кто-то другой.
- Оригинальность. Секрет оригинальности нелёгок, хотя и прост: не делайте того, что уже было сделано. Для этого может потребоваться отбросить мысль, первой пришедшую к вам в голову. Тесно связанное с этим правило гласит: не выбирайте лёгких путей.
- Жанровая смекалка. Обычно как-то так оказывается, что персонажи с разумом первого уровня когда-то читали те же самые книги, что и вы. Из этого следует, что вам придётся подкидывать им такие задачки, которые нельзя будет решить, просто воспользовавшись знаниями из этих книг.
- Level 2 Intelligent characters. Work in progress
- Inexploitability. Work in progress
- Объясняя другие вселенные. Объяснение или использование чужой вселенной есть тот вызов, который кажется более естественным для нас, поскольку эту вселенную создал кто-то другой. В этом (частично) состоит логика появления рациональных фанфиков.
- Разрешимые загадки. Добавлять загадки в историю лучше всего следующим способом – придерживайте скрытым какой-то известный только вам факт о вашей истории, не проговаривайте его в тексте явным образом. Всё, больше не прилагайте никаких усилий для его сокрытия. Остальное возьмёт на себя иллюзия прозрачности.
- Real learning. Work in progress
- Level 3 Intelligent characters. Work in progress
- 1. Далее в тексте книги — МРМ (здесь и далее примечания переводчика).
- 2. Работа над МРМ завершена в 2015 году, перевод книги на русский язык доступен на сайте https://hpmor.ru