Вы здесь

Персонажи с разумом первого уровня

Элиезер Юдковский

В фильме «Хоббит 2: Пустошь Смауга» есть сцена1, которой не было в оригинальной книге.

События в фильме развиваются следующим образом: Бильбо Бэггинс и тринадцать гномов полтора фильма пробивались туда, где Торин, лидер гномов, надеялся найти скрытый вход в затерянное гномское королевство Эребор. Вход этот можно отрыть лишь раз в год (в день Дурина), а у героев есть расшифрованная карта, надпись на которой гласит «Встань у серого камня, когда прострекочет дрозд, и последний луч заходящего солнца в день Дурина укажет на замочную скважину».

И вот солнце садится за гору, а они так и не смогли найти замочную скважину. И тогда Торин… Мне больно даже писать это… Торин с отвращением выбрасывает ключ и гномы начинают спускаться с горы. Один только Бильбо продолжает разглядывать каменную стену. И именно Бильбо единственный видит, как свет поднимающейся Луны внезапно проявляет замочную скважину.

Что не так с моментом, когда кино!Торин2 с отвращением выбрасывает ключ и уходит?

Я бы так не поступил.

Вы бы так не поступили.

Мы прождали бы на этом месте не меньше часа на случай, если вдруг какой-то луч солнца пробьётся через горный склон, а потом вернулись бы на это место завтра, просто для верности. Если бы и тогда не вышло, мы повторили бы попытку через год. Мы не выбросили бы ключ. Мы не разбрелись бы восвояси сразу же после неудачи.

Сценарист решил, что выйдет по-настоящему эффектно, если Бильбо останется в одиночку смотреть на стену. Но в результате этого в фильме завелись странные, чуднЫе создания, которые мыслят не так, как это делаем мы с вами. Данный эффектный момент того не стоил, по крайней мере, на мой взгляд.

Можно сказать, что этим странным существам недостаёт определённого сорта осознания. Сценарист хотел, чтобы мы кричали кино!Торину «О, нет! Глупец! Не делай этого!», но в голову сценаристу не пришло, что Торин мог бы и сам себе прокричать всё это, и что Торин мог бы точно так же заметить глупость происходящего, как это сделали мы. В наших головах всё это прокричит тот тихий голос, который и есть мы. Кино!Торин лишён этого голоса, поэтому его можно назвать голливудским зомби3.

Ладно, давайте перейдём к концепции «разумных персонажей».

В мейнстримовой художественной литературе про «умного» персонажа вам скажут (но не покажут), что он владеет десятью языками. Могут продемонстрировать, как он выигрывает в шахматы у кого-то, кого вам только что представили как гроссмейстера. В (низкокачественном) научно-фантастическом произведении «одарённый» персонаж может изобрести какое-нибудь приспособление и будет сыпать техническим жаргоном. Чтобы шаблонно оттенить «ум» этого «гения», вам могут показать его невежество в вопросах дружбы или любовных отношений. В американских фильмах и телесериалах «умные» персонажи (в основном антагонисты) говорят с британским акцентом.

Для учёного-когнитивиста ум — это вид когнитивной работы; это усилие, которое производит мозг (не только человеческий). Это работа в той же мере, что и работа, которую совершает двигатель, создавая крутящий момент и заставляя колёса тащить автомобиль вперёд. В чём заключается когнитивная работа? Один из возможных ответов: «Моделирование, предсказание и управление реальностью». Или, например: «Совершение действий, которые приближают будущее к желаемым исходам в порядке их предпочтения».

Голливудская концепция ума не имеет ничего общего с когнитивной работой. Здесь ум — это социальный стереотип: то, как «умные персонажи» одеваются, как они говорят и сколько их потребуется, чтобы вкрутить лампочку.

Про всё это я говорю лишь для того, чтобы обозначить голливудскую концепцию «ума» и откинуть её в сторону как заблуждение. Теперь мы зададимся вопросом — как следовало бы прописать более умного Торина?

Более умный Торин не изобрёл бы потрясающий новый вид щитов из супер-дуба. (Обыгрывается фамилия Торина – Дубощит).

Более умный Торин не был бы очаровательно (или омерзительно) жалким в романтических отношениях.

Более умному Торину не пришлось было бы сыпать звучными техническими терминами или произносить вслух числа с большим количеством знаков после запятой.

Более умный Торин не спланировал втайне весь ход битвы так, чтобы внушить дракон Смаугу ложное ощущение безопасности. Мы ещё поговорим о том, как верно передать такой вид сообразительности, который можно было бы назвать коварством, в главе про персонажей c разумом второго уровня. Нет смысла пытаться прописывать таких персонажей, не овладев вначале первым уровнем. Кроме того, разум первого уровня куда важнее.

Более умный Торин не нашёл бы мгновенно замочную скважину, прибегнув к своим невероятно обострённым чувствам. Нельзя вдохнуть в персонажа искру внутренней жизни и оптимизации просто сообщив читателю, что у персонажа зоркий глаз.

И загадку замочной скважины более умный Торин тоже не решил бы, даже с опорой на отчётливые подсказки, которые были даны в предыдущих главах и которые читатель и сам мог заметить — хотя такой подвиг персонажа продемонстрировал бы настоящую когнитивную работу (это тоже будет в главе про разум второго уровня).

Нет, чтобы Торин стал чуточку умнее, достаточно чтобы он вёл себя так, словно внутри него есть личность, которая размышляет над правильностью поступков. Достаточно, чтобы он вёл себя так, как повели бы себя вы или я, оказавшись на его месте, а не как голливудский зомби, который выбрасывает ключ лишь затем, чтобы создать для Бильбо эффектный момент.

Первый шаг к этому очень прост и зауряден – персонаж должен производить впечатление, будто бы он делает, то, что кажется ему наилучшим решением в данной ситуации. Такой персонаж занят оптимизацией собственной жизни, а не угождением сюжету. Оптимизации персонажа не обязаны быть супер-пупер-потрясающе-находчивыми – великий урок искусственного интеллекта заключается в том, что для оптимизации ежедневной рутины зачастую требуется ум хотя бы человеческого уровня сложности. Речь идёт не об изобретении щитов из супердуба и не разгадывании загадок – мы говорим о такого вида «оптимизациях», что порождены той внутренней искрой, которая заинтересована в улучшении собственной жизни, а не в служении сюжету. Это та самая искра, которой не хватает кино!Торину; та искра, которая могла бы услышать внутри себя то, что выкрикивают в зрительном зале; та искра, что не выбросила бы ключ.


Перевод: 
ildaar
Оцените качество перевода: 
Голосов пока нет
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/1500