Вы здесь

Гуманизм — замена религии?

Элиезер Юдковский

Задолго до братьев Райт человек мечтал о волшебных зельях, позволяющих летать. В самом по себе желании летать не было ничего иррационального. Не было ничего зазорного в желании посмотреть на облако сверху вниз. Иррациональность крылась лишь в «волшебных зельях».

Предположим, пока я смотрел запуск космического шаттла, меня положили в томограф и записали активность моего мозга. (Хотя желание полететь в космос не «реалистично», это в общем-то правомочная мечта — её можно осуществить согласно законам вселенной). Не исключено, что записанная активность будет похожа на активность мозга набожного христианина при виде картины с изображением Рождества.

Если эксперимент действительно даст такой результат, то многие, как христиане, так и некоторые атеисты, позлорадствуют: «Ха-ха, так значит, твоя религия — космические полёты!»

Однако подобное проведение границ неверно. Это всё равно что считать, что раз кто-то когда-то пытался взлететь при помощи иррациональных средств, то теперь никому никогда нельзя наслаждаться видом облаков под крылом самолёта.

Хотя при виде запуска космического корабля я и испытываю ощущение прикосновения к чему-то запредельному, я не считаю, что космические корабли для меня — суррогат религии. Считать иначе было бы теоморфизмом — точкой зрения злорадствующих фанатиков, которые считают, что у всех нерелигиозных людей есть некая дыра в сознании, которая требует заполнения.

Впрочем, справедливости ради, не всегда это просто злорадство. У некоторых атеистов действительно есть такая дыра в сознании. Я наблюдал попытки заменить религию атеизмом или даже трансгуманизмом. Результат неизменно ужасен. Крайне ужасен. Абсолютно унизительно ужасен.

Я называю такие ситуации «гимнами отсутствию Бога».

Когда кто-нибудь начинает писать атеистический гимн — «Славься, о неразумная вселенная», ну и так далее — в результате всегда, без исключений, получится отстой.

Почему? Потому что это подражание. Потому что такие гимны появляются на свет исключительно из-за смутного ощущения, что раз у церквей есть гимны, то нам тоже надо завести свой. И на художественном уровне результат получается значительно хуже искреннего религиозного искусства, которое выражает подлинные эмоции, а не подражает чему-то.

Религиозные гимны (в большинстве своём) писали искренне верующие люди, которые вкладывали все свои силы в ритм, стихи и образы. В итоге получались изящные и художественно целостные произведения.

Так что же, атеисты обречены жить без гимнов?

Вот вам лакмусовая бумажка для проверки на пост-теизм: «Если бы у человечества никогда не было религии — если бы мы не допустили первородной ошибки — имела ли бы смысл эта песня, эта картина, этот ритуал, этот способ мышления?»

Если бы человечество не допустило первородной ошибки, никто не пел бы гимны отсутствию Бога. Однако браки всё равно бы существовали, поэтому церемония атеистического бракосочетания точно имеет смысл — во всяком случае пока вам неожиданно не приходит в голову толкнуть на ней речь о том, что Бога нет. Потому что в мире, где религии никогда не было, никто не станет прерывать свадьбу разговором о невозможности гипотетической концепции. Люди будут говорить о любви, детях, ответственности, честности, преданности, но кто, блин, вспомнит Бога?

Так же и в мире, где никогда не существовала религия, найдутся люди, которые прослезятся, наблюдая за запуском космического шаттла.

Именно поэтому, даже если эксперимент покажет, что когда я смотрю запуск шаттла, у меня активируются те же зоны мозга, которые обычно «отвечают за религию» и связаны с чувством чего-то запредельного, я не буду считать космические корабли подменой религии. Я ожидаю, что те же самые зоны мозга стали бы активными по тем же самым причинам даже в том мире, где никогда не существовала религия.

Хороший «атеистический гимн» — это просто песня, не содержащая религиозных мотивов, о чём угодно, достойном песни.

Помимо прочего, обратное глупости не есть ум. Величайший дурак в мире может заявить, что Солнце светит и это не заставит его погаснуть. Смысл не в том, чтобы создать образ жизни, во всех отношениях как можно менее похожий на религию — именно такой стиль мышления заставляет писать гимны отсутствию Бога. Не соверши человечество первородной ошибки, никто не пытался бы избегать вещей, напоминающих религию. Выбирайте убеждения с умом, а чувства приводите в соответствие с убеждениями: если полёты в космос существуют на самом деле, а взлёт ракеты заставляет вас петь, то напишите, чёрт возьми, песню!

Если мои глаза наполняются слезами от запуска космического шаттла, то это не значит, что я пытаюсь заполнить дыру, которая осталась от религии — это значит, что моя эмоциональная энергия, моё небезразличие связаны с реальным миром.

Если бы Бог говорил отчётливо и ясно отвечал на молитвы, то он стал бы очередным скучным элементом повседневности. Верить в него было бы всё равно, что верить в почтальона. Если бы Бог действительно существовал, то пропала бы внутренняя неопределённость, которая вызывает тягу к действиям для своей компенсации. А если бы в Бога верили все вокруг, то пропало бы чувство своей особенности, ощущение себя одним из избранных.

Если вы вкладываете свою эмоциональную энергию в космические полёты, у вас нет таких проблем. Я могу смотреть на взлёт космического шаттла и всё равно восхищаться. Любой человек может верить, что космические шаттлы реальны, но это не сделает их менее особенными. Я не загнал себя в угол своими фантазиями.

Выбор между Богом и человечеством — это не выбор препарата для галлюцинаций. В конце концов, человечество и впрямь существует.


Перевод: 
sepremento, Alaric, ildaar
Номер в книге "Рациональность: от ИИ до зомби": 
209
Оцените перевод: 
Средняя оценка: 4.4 (7 votes)
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/621