Вы здесь

Прививка от сомнений

Скотт Александер

Однажды я наблюдал, как один мой знакомый пытался объяснить своим друзьям, что такое рациональность.

Он начал так: «Иметь правильные убеждения очень важно. На первый взгляд это кажется очевидным, но вспомним о креационистах, гомеопатах и людях, которые верят в лунный заговор.» И далее в том же духе.

И я подумал: «НЕТ, НЕТ, НЕТ, НЕТ, НЕТ, НЕТ!»

Признаюсь — каждый раз, когда кто-нибудь говорит о глупости креационистов, гомеопатов и сторонников теории «лунного заговора», меня коробит.

Не потому, что я не согласен. Это действительно глупость, и далеко не безвредная.

Но когда люди постоянно высмеивают «лунные заговоры» и гомеопатию (не интересуясь другими вопросами медицины или истории космоса), для меня это выглядит как стремление выискивать иррациональность в других.

Они как бы говорят: «Смотри! Там нерациональные люди, они верят в какую-то нелепую чушь. Нам бы такое в жизни в голову не пришло. Видимо, они ущербны, а мы рациональны».

Но для меня рациональное мышление — это поиск иррациональности в себе.

Это осознание того, что ты, да, именно ты можешь быть неправ в том, во что веришь сильнее всего, и ничто не спасет тебя, кроме, разве что, постоянной эпистемической паранойи.

Постоянное упоминание гомеопатов и креационистов чаще всего лишь затрудняет это осознание. Если ваши примеры ложных убеждений очевидно нелепы, человек решит, что все ложные убеждения такие. Если слишком много примеров ложных убеждений покажутся ему неубедительными, человек решит, что у него против них иммунитет.

И тогда небрежность превращается в добродетель.

Взять ту же гомеопатию. Не знаю, сколько раз я уже слышал от людей подобное: «Гомеопаты не понимают, что убеждения требуют доказательств. Нет ни одного исследования, демонстрирующего эффективность гомеопатии!»

Но, разумеется, десятки исследований продемонстрировали эффективность гомеопатии.

«Ну, допустим, но они не использовали «двойной слепой метод»! Нужно понимать, что необходимо учесть «эффект плацебо»…»

Но, разумеется, многие из этих исследований были большими двойными слепыми плацебо-контролируемыми испытаниями, или даже их мета-анализами.

«Допустим, но они не были опубликованы в авторитетных научных изданиях».

The Lancet достаточно авторитетно?

«Но гомеопаты даже не понимают, что многие из их препаратов не содержат ни одной молекулы активного вещества!»

Но, разумеется, почти все гомеопаты это понимают, и их предполагаемые механизмы действия гомеопатии не только выдерживают подобную критику, но и рассчитаны на нее.

«Но все врачи и биологи считают, что гомеопатия не работает!»

Вы когда-нибудь пробовали потратить пять секунд на то, чтобы найти, какой процент врачей и биологов, согласно опросам, считает, что гомеопатия не работает? Или вы просто предполагаете, что это так, потому что кто-то на вашей стороне так говорит, и это кажется правдой?

Очевидно, что я придираюсь. Внимательно читать все исследования гомеопатов, находить первоисточники, чтобы случайно не переврать их аргументы, перепроверять все свои кажущиеся «очевидными» предположения, в общем, воспринимать гомеопатов всерьез было бы пустой тратой вашего времени.

И человек, который призывает вас отнестись к гомеопатии непредвзято, вам не друг. Вероятно, он просто ее рекламирует, и с ним лучше не связываться.

Но в этом и проблема!

Чем больше мы обсуждаем гомеопатию, «лунный заговор» и креационизм, чем больше людей, которым и в голову бы не пришло верить во все это, раз за разом ритуально «опровергают» их друг перед другом в качестве развлечения, тем больше мы убеждаем людей в том, что это репрезентативная выборка убеждений, с которыми нам приходится иметь дело.

И чем больше мы их в этом убеждаем, тем глубже мы укореняем правильный подход к гомеопатии — игнорировать плохие исследования и передергивания на своей стороне, в то же время глядя на любого, кто призывает отнестись к ним непредвзято, с большим подозрением — как стандартный подход к любому спорному вопросу.

И тогда люди начинают воспринимать всерьез всякого рода низкопробные исследования, потому что, в конце концов, мир делится лишь на вещи наподобие гомеопатии, у которых Никогда Не Было Доказательств, и вещи наподобие конвенциональной медицины, у которых есть Публикации в Настоящих Журналах и Поддержка Настоящих Ученых.

Или они отбрасывают всякую сдержанность в своих политических убеждениях, никогда не сомневаясь в заявлениях своей стороны, потому что мир делится на таких, как они, знающих Правду, и Проплаченных Несогласных, которые заманивают вас в ловушку, пытаясь убедить вас отнестись к ним непредвзято.

В написании этой статьи я частично вдохновлялся эссе Gruntled and Hinged «Вы, скорее всего, не хотите получить рецензированные доказательства существования Бога». Но другое эссе G&H заставило меня задуматься еще больше.

Инокуляция — это выработка иммунитета против болезни при помощи введения в организм ее ослабленных возбудителей (например, прививание коровьей оспой от натуральной человеческой). В психологии есть понятие «инокуляция установки»: человек, столкнувшийся со слабыми контраргументами к своей позиции, укрепляется в своей правоте и приобретает иммунитет к более сильным контраргументам.

Если сказать религиозному человеку, что христианство ложно, потому что Иисус нагло списан с бога-воителя Митры, они откроют книгу по истории Ближнего Востока, поймут, что это далеко от истины, и с большим недоверием отнесутся к аргументам против своей веры в будущем. «А, атеисты. Это те люди, которые верят, что Иисус был списан с Митры. Я уже давно понял, что к ним не стоит относиться всерьез». Только на более глубоком уровне, который недоступен сознательному осмыслению и предвосхищает его.

А мы обращаемся к интеллектуальным пользователям Интернета, и рассказываем им о разных нелепых теориях, вроде «лунного заговора», гомеопатии, креационизма, антивакцинаторства и рептилоидов, и людях, которые верили, что конец света должен был настать пару лет назад. И эти теории легко опровергаются, и истинность всего того, во что верите вы и все ваши друзья, по-прежнему очевидна, и все то время, которые ушло на подтверждение этого, было потрачено впустую.

И меня тревожит, что мы прививаем людей от того, чтобы самостоятельно изучать результаты исследований, а не просто верить на слово самоуверенным блогерам, которые пишут о том, какие ваши противники идиоты.

Что мы прививаем людей от понимания того, что «научное доказательство» — это очень сложное понятие, и многое из того, что было опубликовано в рецензируемых журналах, впоследствии окажется ошибочным.

Что мы прививаем людей от мыслей о том, что многие теории, которые поначалу покажутся им абсурдными или неприятными, впоследствии окажутся верными, потому что природу не волнуют наши чувства.

Что мы прививаем людей от сомнений.

Может быть, это не так уж плохо. Скорее всего, вы можете доверять вашим врачам, и выводам ученых-климатологов, и я бы с большой осторожностью выступал против мнения экспертного сообщества практически в любой предметной области.

Но в мире еще существуют сотни различных религий и политических идеологий, и большинство людей с детства подвержены влиянию тех из них, что хоть в чем-либо ошибочны. И способность по-настоящему подвергать свои убеждения сомнению — даже если вся твоя семья и все друзья убеждают тебя, что это очевидная правда и нужно быть идиотом, чтобы сомневаться в этом — чрезвычайно полезный навык. Особенно он важен для того небольшого числа людей, которые окажутся способны запустить смену парадигмы в науке, подвергнув сомнению одно из ее фундаментальных предположений.

Я не думаю, что обсуждение рептилоидов или креационизма помешает людям определиться между, скажем, циклической моделью и теорией Мультивселенной, или разрешить любую другую столь же бесстрастную дискуссию.

Но если вам когда-нибудь потребуется устроить настоящий «кризис веры», то ваши навыки «разоблачения» гомеопатии и лунных заговоров вам не помогут.


Перевод: 
Владислав Бусов
Оцените качество перевода: 
Средняя оценка: 4.8 (20 votes)
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/468