Вы здесь

Руководство по исследованиям в области соответствия ИИ

Команда MIRI

Это руководство написано командой MIRI в первую очередь для групп MIRIx, однако советы отсюда могут оказаться полезны и другим людям, работающим над проблемой соответствия ИИ1 нашим целям.

Введение I. Теория принятия решений

Привет! Возможно, вы обратили внимание, что вы читаете некий текст.

Из этого факта следуют некоторые выводы. Например, зачем вы читаете этот текст? Закончите ли вы чтение? Какие решения вы примете? Что вы сделаете дальше?

Независимо от того, какое решение вы примете, учтите, что, скорее всего, десятки или даже сотни людей, достаточно похожие на вас и находящиеся в схожих условиях, скорее всего примут примерно такие же решения.

Поэтому мы рекомендуем при размышлении над ближайшими решениями задаться вопросом: «Если все агенты, похожие на меня, будут действовать одинаково, какая их политика приведёт к максимальному благу и как эта политика рекомендует поступить в моём случае?» Речь идёт скорее не о попытке решить за всех агентов, достаточно похожих на вас (что может заставить вас принять неверное решение из чувства вины или из ощущения, что на вас давят), а о чём-то вроде «если бы я руководил всеми агентами из моего референтного класса, как бы я относился к кому-то в этом классе, если бы он обладал именно моими особенностями?»

Если эти рассуждения помогут вам продолжить чтение — прекрасно. Если они приведут к тому, что вы создадите группу MIRIx — ещё лучше. Тем временем, мы продолжим, считая, что этот документ читают лишь люди, которые оправданно ожидают, что он окажется им чем-то полезен.

Введение II. Площадь поверхности

Представьте, что вам нужно передвинуть железный куб со стороной в один метр. Поскольку такой куб весит примерно 8 тонн, а среднестатистический человек может поднять примерно 50 килограмм, наивные подсчёты сообщают, что нам понадобится примерно 160 друзей, которые захотят нам помочь.

Однако, конечно же, вокруг метрового куба поместятся лишь примерно 10 человек максимум. Совершенно не важно, есть ли у вас теоретически силы, чтобы его сдвинуть, если вы не можете эффективно приложить эти силы. У задачи есть ограничение: площадь поверхности.

Группы MIRIx — один из лучших способов увеличить «площадь поверхности» для людей, размышляющих и работающих над технической проблемой соответствия ИИ. Указ «десять человек, которые оказались ближайшими к металлическому кубу — единственные, кому разрешается думать над этой задачей» был бы плохой идеей. И точно также мы не хотим, чтобы MIRI оказался узким местом или авторитетом в вопросах, как следует рассуждать и что нужно делать в вопросах внедрённой агентности2 и смежных областях.

Мы надеемся, что вы и другие люди, похожие на вас, на самом деле решат эту задачу, а не будут просто следовать указаниям или читать написанное кем-то другим. Этот текст создан, чтобы поддержать тех, кому интересно самому совершить прорыв.

Вы и ваши исследования

Нам часто задают вопрос: «Даже летняя стажировка, кажется, слишком коротка, чтобы всерьёз продвинуться в решении настоящей задачи. Как кто-нибудь может всерьёз что-то исследовать за одну встречу?»

На эту тему можно выразиться в стиле Зенона: вы не продвинетесь в своих исследованиях и за миллион лет, если не можете продвинуться в них за пять минут. Очень легко попасть в ловушку (явного или неявного) представления исследований как чего-то вроде: «сначала изучаем всё, что нужно изучить, а затем пытаемся раздвинуть границы и внести свой вклад».

Проблема такого представления (с нашей точки зрения) в том, что она подталкивает людей в сторону поглощения информации как некоего необходимого условия для понимания, а не как необходимого инструмента. (Помните, что именно вы оптимизируете во время своей работы!)

Всегда будет существовать ещё какой-нибудь материал, который стоит изучить. Сложно предсказать заранее, сколько именно вам нужно знать, чтобы получить право на собственные мысли и взгляд. И легко пасть жертвой синдрома Даннинга-Крюгера или синдрома самозванца, а также начать излишне полагаться на существующие авторитеты.

Вместо этого мы рекомендуем выбросить вопрос авторитетов из головы. Просто следуйте за рассуждениями, которые кажутся живыми и интересными. Не думайте об исследованиях как о процессе «сначала изучаем, потом вносим свой вклад». Сосредоточьтесь на собственном понимании задачи, и пусть ваши вопросы сами определяют, какие статьи вам нужно прочитать и какие доказательства изучить.

Такой подход к исследованиям решает вопрос: «Что можно осмысленного сделать за день?» Кажется очень сложно достичь существенного прогресса, если вы меряте себя какой-то объективной внешней меркой. Но гораздо проще, если вас ведёт вперёд ваш собственный вкус.

Никакая процедура не подойдёт абсолютно всем. Однако далее приведены шаги, которые вы можете попробовать самостоятельно или в группе (например, MIRIx), чтобы попрактиковаться в описанном выше исследованиях, питаемых любопытством.

  1. Выпишите список вопросов.
    • Если вы работаете в группе, прикрепите этот список туда, где все смогут его видеть, например, на доску.
    • Сосредоточьтесь на том, о чём вы не знаете, как это делать, или по поводу чего испытываете замешательство.
    • Если в голову не приходят никакие вопросы, скажите себе (или группе): «Прекрасно, я должен понять, как решить всю эту задачу целиком» и попробуйте описывать подробности решения, пока не застопоритесь.
    • Совершенно нормально включать в список не только вопросы, но и идеи, которые вы хотите развить, или мысли, критику которых вы хотите получить от группы.
  2. Выберите один из вопросов, чтобы сконцентрироваться на нём. Выбирайте то, что кажется наиболее интересным.
    • Если в вашей группе больше трёх человек, подумайте о том, чтобы разделиться. Каждая подгруппа может обсуждать как свой собственный вопрос, так и независимо обсуждать один общий. Определитесь, через какое время вы опять соберётесь вместе и обсудите, к чему вы пришли.
    • Рекомендуем сохранять полный перечень вопросов где-то на виду, чтобы он напоминал вам о других интересных темах, на которые можно переключиться, если мысли по поводу первого выбранного вопроса иссякнут.
  3. Сформулируйте собственное любопытство. Чего хочется достичь? Чего, по-вашему, можно достичь?
    • При работе в группе обычно человеку, который предлагает тему, стоит рассказать что-нибудь о ней, чтобы все одинаково понимали, о чём речь.
    • При работе самостоятельно рекомендуем с самого начала записывать всё, что, по-вашему, вы знаете и что, по-вашему, вы не знаете. Записывайте всё, что имеет хоть какое-то отношение к делу. На этом этапе не беспокойтесь, истинны ли ваши утверждения и осмысленны ли ваши вопросы. Затем пересмотрите написанное и придайте ему смысл. Переформулируйте ваши утверждения до тех пор, пока они не превратятся во что-то определённо либо истинное, либо ложное.
  4. Продолжайте формулировать и уточнять.
    • Продолжайте формулировать вспомогательные вопросы и делать утверждения (возможно, истинные, возможно, нет), двигаясь от расплывчатых к чётким и формальным.
    • Обращайте внимание, когда ваше любопытство растёт, а когда падает. Избегайте стремления завершить работу из чувства долга. Ищите самые простейшие случаи, по поводу которых вы до сих пор испытываете замешательство, и пробуйте работать с ними.
    • Позвольте себе отвлекаться. Позвольте себе играть. Пока все участники дискуссии сохраняют любопытство и вовлечённость, это способствует лучшему пониманию. Не бойтесь залипнуть в какой-нибудь «неважный» математический вопрос, не исключено, что они окажутся более важными, чем кажется на первый взгляд. Вы развиваете свои способности, пусть даже это не помогает напрямую решать вашу задачу.
    • Если вы получили конкретные математические результаты, в которых есть что-то интересное, или даже конкретный математический вопрос, запишите это. Подробные отчёты в письменном виде помогают не только обмениваться идеями с другими людьми. Они ещё способствуют тому, что вы сами начинаете лучше понимать изучаемый вопрос.

Прогресс в MIRI достигается примерно таким же образом. Наша работа очень сильно отличается от «просто читаем множество статей» и очень сильно отличается от «попытаться сформулировать от начала до конца, что именно нужно сделать в этой области».

Естественная ошибка: считать свою работу попыткой внести вклад в мировое коллективное знание и из-за этого перестать ставить на первое место собственные знания и понимание. На первый взгляд, «просто читать статьи» выглядит, как будто мы ставим собственные знания на первое место, но такой подход часто является следствием неявного убеждения, что какие-то другие люди точно знают, что именно нам нужно знать. Подход же «оптимизировать собственное понимание» порождает быструю обратную связь.

В том, чтобы читать статьи нет ничего самого по себе плохого — даже если вы просто читаете произвольные статьи по соответствующей тематике, чтобы получить общее представление о состоянии дел. Однако вам стоит всегда пытаться представлять, что именно вы знаете или не знаете, как делать, и что именно вам нужно узнать, чтобы решить задачу. Это сложно. Не исключено, что вы уверены, что первые пять идей, которые вы запишете, окажутся неверными. Тем не менее, всё же запишите их и попробуйте заставить их работать. Так вы сможете увидеть, что получится, и понять, что идёт не так.

Мы не хотим, чтобы сотни талантливых людей задавали одни и те же вопросы и принимали один и тот же набор допущений. Нам нужно много исследователей, а не пользователей. С нашей точки зрения, лучший способ стать исследователем — это с самого начала тренироваться независимо мыслить, а не прокачивать навык «сижу и впитываю информацию ради информации».

Поэтому не спрашивайте: «Какие есть открытые вопросы?» Спрашивайте: «Какие вопросы интересуют меня?»

Как начать

Предположим, вы попробовали что-то из написанного выше, вам понравилось и вы хотите перейти к созданию вашей собственной группы MIRIx.

Мы рекомендуем в первую очередь найти ОДНОГО или ДВУХ людей (но не трёх и больше), и попробовать заняться исследованиями пару раз вместе с ними. Ниже будет раздел про социальную динамику, в котором описано, как именно это может выглядеть, но смысл в том, что, вероятно, лучше попробовать отладить атмосферу и рабочий процесс при малом количестве участников. Если вы начнёте с большого количества людей, договариваться о работе группы, скорее всего, будет гораздо сложнее.

Ещё в случае большого количества людей сложно договориться о расписании. Найти время и место, которые устраивали бы всех, становится невозможно, и процесс согласования каждой новой встречи может демотивировать. Составляйте расписание так, чтобы оно подходило основному ядру группы. Какой день недели подходит вам? Как часто вы хотите встречаться? Сколько времени будет длиться встреча? Мы рекомендуем устраивать встречи раз в месяц, раз в неделю или раз в две недели. Длина встречи может варьироваться от часа до целого дня, в зависимости от того, что подходит лично вам.

Когда вы найдёте одного или двух партнёров, с которыми вам действительно комфортно работается, следующий шаг: запланировать и организовать первую большую встречу. «Большая» — означает примерно «от трёх до шести человек». Определённо не «двадцать-тридцать слушателей».

Попытайтесь найти тихое, звукоизолированное место, где можно удобно расположиться, есть на чём писать (в том числе, есть большие маркерные доски на стенах). Часто подобные места есть в университетах и публичных библиотеках, но подойдёт и чья-нибудь гостиная, если вы сможете свести к минимуму количество посторонних вмешательств. Не забудьте запастись чистой бумагой, ручками, планшетами, а также выберите кого-нибудь, кто будет отвечать за еду и питьё.

(Примечание по поводу еды и питья. Люди почти всегда недооценивают важность качества и количества еды и сваливаются к чему-нибудь вроде: «Не знаю, может просто купим чипсы баксов на десять или что-то в этом духе?» Лучше спросите себя: сколько я потратил бы на то, чтобы способность думать для всей группы, общее настроение и удовлетворённость от встречи повысилась бы на 15%? Именно от такой суммы вам стоит отталкиваться (/ попросить у MIRI) при расчёте стоимости еды, особенно на первую встречу. Не покупайте только фаст-фуд. Возможно, на какое-то время он вам даст больше энергии, но вам будет сложнее думать потом. Здоровая еда довольно важна — особенно для длинных встреч. Большая встреча должна включать в себя достаточно серьёзный приём пищи, возможно в ближайшем ресторане. Это также послужит неплохим перерывом.)

На первой большой встрече, возможно, вы захотите выбрать руководителя группы. Это важная часть культуры общего знания — в большинстве случаев руководитель ничем не отличается от остальных, однако крайне полезно, чтобы в наличии был человек, у которого есть моральное право устанавливать повестку, выбирать между различными хорошими вариантами и не давать группе отвлекаться. Возможно, вы также захотите выбрать секретаря/ответственного за записи, или, быть может, координатора, отвечающего за выбор места и еду, или создать какие-нибудь ещё должности (впрочем, этим можно заняться и на следующих встречах).

Затем вы, вероятно, захотите смоделировать процесс, который уже работает для вас. Возможно, это означает поделиться списком уже существующих вопросов и посмотреть, какие из них привлекут интерес участников. Возможно, это означает сначала обсудить направление ваших исследованиях в общих чертах, а уж затем перейти к отдельным темам. В любом случае вы захотите перейти к серьёзным размышлениям, записям, доказательствам и обсуждениям как можно быстрее. Если на встрече присутствует больше четырёх человек, лучше разбиться на подгруппы. Если вы так и поступите, запланируйте, в какое время вы соберётесь обратно для обсуждения.

Постарайтесь не забывать о перерывах. Когда работа вовсю кипит, вспоминать о них сложно, поэтому стоит их запланировать заранее. Короткий перерыв каждый час, во время которого люди встают и выходят прогуляться, очень помогает.

Имеет смысл сохранять общедоступный список (на маркерной доске или в общем гугл-документе) накопившихся вопросов, необходимых понятий и многообещающих идей. Из такого списка легко почерпнуть новую тему, если разговор зашёл в тупик.

Возможная структура встречи, включающая в себя советы выше и исследовательскую процедуру из предыдущего раздела:

  1. В начале каждой встречи все перечисляют свои вопросы/темы/замешательства, и всё это записывается в общедоступный список.
  2. Собравшиеся определяют наиболее интересные им вопросы и делятся на подгруппы.
  3. Подгруппы обсуждают свои вопросы 45 минут.
  4. Все собираются вместе и несколько минут обсуждают, что происходило в подгруппах.
  5. Перерыв на 5-10 минут, в зависимости от того, как все себя чувствуют.
  6. На доску добавляются новые вопросы/идеи, и процесс повторяется нужное число раз. (Если вы планируете несколько циклов, также запланируйте длинный перерыв на то, чтобы поесть.)

В конце встречи запланируйте следующую. Возможно, вы уже сошлись на каком-то расписании, которое работает для ядра группы, но всё же его стоит подстраивать на случай праздников, отпусков и других обстоятельств. Важно, чтобы все согласились с временем следующей встречи, даже если у вас уже твёрдо устоявшееся расписание. Постарайтесь с самого начала принять, что вы не пытаетесь добиться постоянного всеобщего присутствия: будет лучше, если люди поймут, что иногда пропускать встречи — это нормально (при условии, что на каждую встречу приходит примерно 70-90% участников). Если один или два человека не могут прийти две встречи подряд, постарайтесь узнать у них подробности, чтобы, возможно, подстроиться под их расписание при планировании третьей.

Модели социальной динамики

В этой секции собраны несколько довольно «сырых» моделей о том, как получается хорошая исследовательская группа или вообще хорошее совместное предприятие. Здесь стоит обращать внимание скорее на общий дух, а не на букву. Также стоит попытаться определить ваши собственные ценности, а не считать, что вы обязаны следовать именно этим.

Передатчики и приёмники

Во время наших исследований мы обнаружили, что разговоры, в которых в основном участвует лишь два человека, идут лучше. Мы не хотим сказать, что не должно быть разговоров, в которых участвует три и более человека, однако в течении любого пятиминутного отрезка времени, разговаривать в основном должны только два человека — тот, кто пытается донести какую-то информацию, и тот, кто пытается её понять.(При этом именно понимание стоит оптимизировать в первую очередь. Обсуждение какой-либо темы на таком уровне, что четыре или пять разных людей способны отслеживать все нюансы, обычно приносит меньше пользы)

Назовём эти две роли «передатчик» и «приёмник». Вы можете передавать:

  • Конкретный вопрос или замешательство.
  • Модель или цепочку рассуждений.
  • Кусок важной информации, которая необходима, чтобы по-настоящему понимать идущее обсуждение.

«Приёмник» может:

  • Пересказывать «передатчику» то, что тот сказал, другими словами. Это позволяет «передатчику» понимать, успешно ли передана информация.
  • Делать заметки на маркерной доске или рисовать диаграммы, и просить «передатчика» проверять, что получается. Делайте это настолько строго, насколько возможно. Пытайтесь записывать утверждения на языке логики и превращать нестрогие аргументы в доказательства. Для подобного понимания информации хорошо подходит теория типов. Даже просто точно записывать типы данных, соответствующие обсуждаемым сущностям, может быть очень полезно.
  • Подавлять желание прервать «передатчика», когда тот говорит что-то уже понятное. Для этого подходит следующий приём: попытайтесь придумать как минимум две интерпретации и спросите, как их различить.
  • Придерживаться гипотезы, что «передатчик» пытается рассказать о чём-то интересном. Избегайте режима «критика», который приведёт к тому, что «передатчику» будет сложнее думать и выражать свои мысли. Даже если в том, что явно сказал «передатчик» зияет дыра, ваша задача — помочь ему найти ту крупицу интуиции, которая позволит продолжить рассуждение и по-возможности превратить его в полезную идею.
  • Обращать внимание на замешательство и говорить, если что-то в вашей картине не стыкуется. Задавать уточняющие вопросы. Ваша задача как «приёмника» не просто кивать или создавать у «передатчика» чувство, что его понимают. Будьте мягче, когда необходимо, чтобы помочь «передатчику» нащупать то, что он пытается сообщить. Но когда он это нащупал, ваша задача вытащить из него всё в подробностях!
  • Если идея «передатчика» выглядит вполне чёткой, «приёмник» может начать искать в ней уязвимые места. Критика неоформившейся идеи часто мешает делу, однако, если речь идёт о ясном осмысленном предложении, критика вполне имеет смысл.
  • Искать следствия того, что говорит «передатчик». («А, но тогда получается X!» или «Из этого ведь следует Х?», и так далее.) Это служит как минимум трём целям. Во-первых, это позволяет «передатчику» понять, что вы видите, почему эта идея окажется совершенно потрясающей, если она работает. Ведь вы с её помощью уже делаете что-то полезное. Это стимулирует. Во-вторых, это позволяет понять, успеваете ли вы за мыслью. В-третьих, совершенно абсурдный вывод позволит предположить, что вы зашли куда-то не туда, и стоит вернуться назад, чтобы понять, где ошибка.
  • Играть роль доброго тролля - когда у «передатчика» ничего не получается или их вообще нет, потому что ни у кого нет идей. Сыграйте роль Сократа. Задавайте вопросы о вроде бы базовых штуках и попытайтесь показать, что они все не имеют смысла. Или защищайте нелепую точку зрения. (Тролль иногда кажется «передатчиком», но по сути он «приёмник».)

«Передатчик» должен чувствовать, что в попытках выразить свою интуицию, он может делать любые утверждения, в том числе «абсолютно ложные». Попытайтесь создать нормы, где вы можете попросить «приёмников» помочь вам выделить из того, что вы говорите, ядрышко истины, а не уничтожать полуоформившиеся идеи, потому что они наполовину неверны. Не важно, насколько «приёмники» избегают моральных суждений. Нужно, чтобы «передатчик» время от времени мог сказать что-то вроде «всё, что я собираюсь сказать, полностью неверно, но …»

«Передатчик» при этом должен руководствоваться своей интуицией и любопытством. Направлять разговор в наиболее интересное русло, а не пытаться создать хорошее впечатление или развлечь. «Передатчик» не обязан отвечать на вопросы «приёмника», сказать: «прямо сейчас я не хочу об этом думать» — вполне нормально.

Смысл в том, что «приёмник» помогает «передатчику» породить идею. Поэтому именно «передатчик» решает, что в данный момент более важно, а «приёмник» работает усилителем, поставщиком интуиции, а также источником (небольшого) хаоса.

Тем временем, всем остальным присутствующим стоит попробовать себя в роли посредников/переводчиков. Они должны наблюдать одновременно и за «передатчиком», и за «приёмником», и строить модели, что происходит в их диалоге. Где они упускают мысль собеседника? Где они не понимают, что именно хочет узнать собеседник? Может быть, у них срабатывает эффект подтверждения или двойная иллюзия прозрачности? Может, они соглашаются, что какое-то утверждение разумно, не понимая его до конца?

Остальным присутствующим имеет смысл вбрасывать в разговор важные мысли, модели, вопросы (но их вмешательство не должно превышать 10% от всех слов в беседе). Иногда вмешательство приведёт к смене ролей: кто-нибудь из слушателей станет «передатчиком» или «приёмником» или «передатчик» и «приёмник» поменяются местами.

Высокие стандарты

После одной или двух встреч довольно неловко не приглашать кого-то в следующий раз и, тем более, напрямую запрещать придти. Но разрушить всю группу MIRIx из-за чрезмерной застенчивости или неуверенности — ещё хуже.

Явно обозначьте разницу между «добро пожаловать на встречу» и «теперь ты в нашей команде». Позаботьтесь о том, чтобы все знали, кто именно принимает решения. Пусть он/она/они будут не обязаны объяснять своё решение. (Если вы не доверяете чьим-то суждениям без объяснений, этот человек не должен принимать решения.) Доверяйте своей интуиции. Если вам кажется, что некто не сочетается с атмосферой, которую вы хотите создать, не приглашайте его. Подумайте о том, чтобы требовать несколько рекомендаций или устраивать собеседование. Возможно, вам кажется, что это излишне, но исключать людей обычно тяжело, а формальный процесс приёма воспринимается как более справедливый.

Также подумайте, не стоит ли записать в явном виде этические правила или совместные обязательства, под которыми люди будут подписываться, когда они становятся частью команды. Убедитесь, что вы действительно хотите всерьёз поддерживать именно эти стандарты (например, «нужно посещать не меньше половины встреч» или «всё обсуждаемое на встречах не следует разглашать, если явно не сказано об обратном»).

Возрастание требований и вознаграждений

Представьте модель школы боевых искусств. Когда туда приходит новичок, инструкторы его мало о чём просят (например, ударь цель ногой с громким криком). Вскоре за это его вознаграждают поясом и некоторым статусом.

После этого требования возрастают. Ученика с жёлтым поясом уже могут попросить пару минут наблюдать за учениками с белыми и поправлять их. В ответ те должны кланяться и говорить «сэр» или «мэм».

Дальше требования растут дальше и соответственно растёт награда. Такой цикл поощряет обязательства и вложения: человек постоянно получает доказательства: «если я что-то вложил, то я что-то получу, и чем больше я вложил, тем больше я получу». В какой-то момент ученик получает чёрный пояс и его могут пригласить в штат инструкторов или предложить основать свой филиал школы.

В большинстве групп и организаций происходит примерно то же самое. Если группа ничего не просит (или просит мало) от своих членов, они не платят ей верностью. Люди вовлекаются в группу в той мере, в которой группа позволяет им рассказывать приятные (или эпические) истории о себе.

Для групп MIRIx это тоже может быть верным. Подумайте, не стоит ли завести небольшие примерно одинаковые задания для большинства новичков (например, прочитать такие-то и такие-то статьи или на третьей встрече сделать десятиминутный доклад на интересную им тему). Попробуйте построить последовательность просьб и вознаграждений дальше (например, на пятой встрече ты будешь управлять повесткой дня и делить всех на группы).

Структура и свободное пространство

Этот пункт связан с предыдущим. Важно уметь уравновешивать в своей группе MIRIx нисходящие и восходящие структуры коммуникации. Если никто не понимает, «как мы тут работаем», новички путаются и им становится неуютно. Вам нужна уже существующая структура, которую люди могут оценить и определить, будет ли им с ней комфортно. Вам нужно, чтобы с самого начала было понятно «на что похожа» ваша группа. Чтобы люди, которым она подойдёт, и люди, которым она не подойдёт, могли точно определить, к какой они категории относятся.

Тем не менее, вряд ли вы хотите, чтобы ваша структура мешала вам развиваться в долгосрочной перспективе. Мастера боевых искусств рано или поздно получают право вносить изменения в собственные тренировки, а также что-то менять при обучении новых учеников. Наверняка вы тоже захотите когда-нибудь получить что-то от своей группы MIRIx. Обычно люди огорчаются, когда не могут удовлетворить какие-нибудь свои потребности. Если ваша структура будет мешать им развиваться, они уйдут искать другое место, чтобы расти.

Социальные нормы

Нормальным и принятым становится то, против чего никто не возражает. Если какое-то поведение вам не нравится и выхотите снизить его количество на встречах, вам нужно не только самим возражать против него, но также открыто и публично поддерживать других, кто тоже против него возражает. Задача группы - сделать так, чтобы каждый, кто соблюдает правила / пытается поступать правильно, никогда не оставался один против тех, кто правила нарушает.

Заранее обдумайте и публично озвучьте вопросы вида «когда можно перебивать» или «насколько допустимы значительные отступления от темы». Создавайте культуру разногласия, но стройте её на основе вежливости и поддержки, чтобы разногласия делали группу сильнее, а не превращались в перепалки. Защищайте структуры принятия решений, которые вы придумали. Будьте последовательны в вопросах полномочий и в том, когда решения становятся окончательными.

Прочие мысли и вопросы

  1. Чтобы встречи не становились однообразными, пытайтесь чередовать различные темы и активности. Читайте статьи, устраивайте презентации, проводите дискуссии, пишите формальные доказательства и статьи, и так далее. Постарайтесь, чтобы чтению или обсуждению уже существующего материала уделялось не более 50% ваших встреч. (В идеале — не более 33%.)
  2. Подумайте о том, чтобы строить долгосрочные планы вида: шесть месяцев (или год) встречи посвящаются работе над какой-то конкретной областью вопросов, чтобы группа смогла построить какой-то комплекс знаний.
  3. Однако, если вы строите долгосрочные планы, предусмотрите возможность от них отклоняться. Например, пусть каждая третья встреча будет посвящена чему-то, не связанному с основной изучаемой областью.
  4. Подумайте о том, чтобы вести протоколы встреч и сохранять их на будущее. Так вы сможете оценить свою деятельность по прошествии нескольких месяцев или года. Подумайте над идеей, стоит ли пробегаться по протоколу предыдущей встречи в начале следующей.
  5. В конце встречи назначьте кого-нибудь, чтобы он собрал список вопросов, над которыми люди хотели бы подумать, и разослал их всем. Сюда же можно добавить мысли для обсуждения на следующих встречах. Подумайте о том, чтобы заранее определяться, кто будет вести следующую встречу, чтобы он мог подготовиться.
  6. Убедитесь, что у вас есть актуальная контактная информация для всех полноценных членов команды и прочих заинтересованных лиц. Подумайте заранее о способах коммуникации: будете вы пользоваться е-мэйл рассылками, группами в фейсбуке или чем-то ещё.
  7. Подумайте о том, как вы хотите взаимодействовать с другими группами MIRIx: хотите ли вы обмениваться с ними протоколами, вопросами, или, например, посылать кого-нибудь на встречу в другую группу или принимать людей из других групп у себя. Если вы хотите взаимодействовать, предпринимайте для этого активные действия. Помните: вы такой же представитель класса, как и другие. Если вы хотите что-то делать, но ничего не делаете, вероятно, тоже самое можно будет сказать и об остальных.
  8. Подумайте, хотите ли вы проводить какие-то мероприятия для обычных людей или для потенциальных новобранцев (например, на факультетах математики или информатики). Подумайте, хотите ли вы попробовать более амбициозные проекты, например, устроить летнюю школу, и пригласить людей, у которых есть знания и ресурсы, чтобы не изобретать колесо.
  9. Если ваша группа MIRIx существует в вузе, постарайтесь подумать над вопросом, как вы будете искать студентов младших курсов, которые займут место старшекурсников, когда те закончат вуз. Если вы не связаны с академической средой, подумайте, откуда вы будете брать новых людей. Заметим, что большой приток новичков редко бывает полезен и создаёт культурные проблемы. Лучше добавлять новых людей по одному или по двое, чтобы они могли привыкнуть к группе и группа к ним.
  10. Помните, что качество исследований, дискуссий и всей группы MIRIx в целом зависит от действий участников группы и от того, как их действия сочетаются между собой. Позаботьтесь о том, чтобы это понимали все — ваша группа будет настолько хороша, насколько каждый из вас захочет таковой её сделать.

Эпилог

Вы почти дочитали до конца текста! Надеемся, вы в нём встретили какую-то полезную информацию, а также здоровую пищу для размышлений. Перед тем, как вы перейдёте к другим делам, мы советуем потратить секунд 30 на размышления над следующими вопросами:

  • Почему мы решили написать этот текст? Что мы ожидали получить, и что подтолкнуло нас выбрать из всех возможностей именно такой формат и содержание?
  • Что вас огорчило или не устроило? Чего в этом тексте не хватает? Что мы упустили? Откуда вы узнали о тех вещах, которые мы упустили?
  • Какой текст написали бы вы? Как бы вы поняли, что написать такой текст - хорошая идея? Как бы вы определяли, что в нём стоит упомянуть?
  • Как, чёрт побери, вообще достигается прогресс?

Счастливой охоты.

— Команда исследователей MIRI.

  • 1. В оригинале «AI alignment». Пока у этого термина нет устоявшегося перевода на русский язык. — Прим.перев.
  • 2. В оригинале «embedded agency». — Прим.перев.

Перевод: 
Alaric
Оцените качество перевода: 
Средняя оценка: 5 (3 votes)
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/566