Вы здесь

Время молотков, день 5: Расширение зоны комфорта

alkjash

Будет лицемерием писать пост о расширении зоны комфорта в своей обычной манере. Вместо этого, я объясню, почему песня Disney How Far I’ll Go (Что меня ждёт) является триумфальным призывом к исследованию и оставлю небольшое упражнение по РаЗоК, которое вы сможете видоизменить, держа в голове принципы, изложенные Моаной.

Введение

Расширение зоны комфорта (иронично сокращаемой в английском CoZe) это CFAR модификация психологической экспозиции, созданной для осторожного испытания новых вещей. Когда я впервые услышал о РаЗоК, то в первую очередь подумал о чем-то вроде «пробегись голым по переполненному Старбаксу, прося у незнакомых людей раскрасить тебе ягодицы пальцем с краской». И хотя в таком упражнении может быть своя польза, РаЗоК точно не про это. Первый шаг в РаЗоК это всего-навсего попробовать вещи, о которых вы не задумывались, несмотря на отсутствие к ним сопротивления.

Позвольте привлечь ваше внимание к некоторым метафорам в разговоре о зонах комфорта.

Хаос и порядок

Одним из способов визуализировать свою зону комфорта является проведение линии между Порядком и Хаосом.

Порядок есть нечто известное. Порядок это ваш круг общения, интерьер вашего дома, улицы, по которым вы регулярно гуляете. Порядок это языки программирования, с которыми вы знакомы, виды спорта, которыми вы занимаетесь, языки, на которых вы говорите. Порядок есть правила, которым вы следуете. Порядок есть ваша зона комфорта.

Хаос есть нечто неизвестное - или ещё хуже, неизвестное неизвестное. Хаос это уставиться на мгновение в глаза незнакомцу. Хаос это резкое ощущение, которое возникает, стоит вам отойти от привычного маршрута на один квартал. Хаос это ощущение, что мир уходит из-под ног, когда вы портите свой код, когда вы обнаруживаете, что вам лгали, когда понимаете, что совершаете прямо сейчас большую ошибку. Хаос есть аморфная тень, которая распространяется повсюду, заполняя каждый кусочек пространства, на который вы не обращали внимания.

Ян и Инь есть Порядок и Хаос и фигура Инь-Ян это даосское напоминание о правильном Пути сквозь жизнь, что проходит извивающейся линией меж Порядком и Хаосом.

В качестве более близкой CS-метафоры. Представьте, что Порядок это использование хорошо понимаемых стратегий, а Хаос это исследование новых стратегий. Молох это цивилизационная катастрофа, что случается, когда все и каждый решают эксплуатировать текущее положение вещей, оставшись в своих зонах комфорта. За исключением очень маленьких детей, люди категорически исследуют слишком мало и стагнируют в локальном оптимуме.

Структура популярных песен

У Джордана Питерсона как-то с год назад был просвещающий диалог с композитором Сэмьюэлом Андреевым (транскрипция моя):

Андреев: Популярная песня это невыразимо сложная среда для работы, потому что, во-первых, она не прощает ошибок, ты работаешь в чрезвычайно сжатом формате, очень редко популярная песня длится дольше трех минут. Нет большого пространства для маневра. И совершенно точно нет пространства для структурного маневра, то есть, почти обязательно придерживаться схемы куплет-припев-куплет-припев, в подавляющем большинстве популярных песен не было никакого разнообразия со времен появления рока, с пятидесятых.
Питерсон: Откуда это пошло? Я знаю, что длина в три минуты обусловлена коммерческими требованиями, если правильно помню. Но как появилась структура куплет-припев-куплет-припев?
Андреев: Ну, это чрезвычайно старая форма. Точно существуют структуры Барокко, очень похожие по сути. Есть один фиксированный элемент, который возвращается по сути раз за разом и добавочный элемент, который даёт некоторое ощущение облегчения и контрастирует с предшествующим.
Питерсон: То есть этакая игра порядка и хаоса, я бы так это описал.

Формат куплет-припев-куплет-припев в популярных песнях это вариация принципа исследуй-используй по мере того, как песня колеблется между порядком и хаосом. Припев это основной, фиксированный элемент порядка, который постоянно возвращается, чтобы затянуть слушателя на главную тему повествования. Промежуточные куплеты являются исследующими элементами, которые осуществляют быстрые забеги на территорию хаоса, предоставляя облегчения от монотонности припева.

Это объясняет, почему другие жанры музыки, менее общеупотребительные и более художественные, меньше заходят вкусам публики. Художник авангарда убежденный исследователь, постоянно забредающий далеко в земли хаоса. Без успокаивающего возврата в зону порядка, музыка вся превращается в хаос для непосвященных и трудной для усвоения.

Моана

Если вы ещё не, то послушайте разок песню «Что меня ждёт» (How Far Will I Go). Лично я предпочитаю версию Алессии Кары.

Снова слышу этот шёпот прибоя
Кто я?
Где моё сердце, знает лишь одна вода
Сто раз обещала им не спорить
Но влечёт вновь меня море
Как будто я его волна
Каждый новый шаг
Каждый поворот
Каждый след и знак
Вновь меня ведёт
В мир больших ветров
И бездонных вод
Я хочу уплыть
А в глазах каждый день
Океан бескрайний
Меня зовёт за горизонт
Вот бы парус поднять
В путь отправиться дальний
Он свет прольёт
На всё то, что там меня так долго ждёт
Течёт жизнь на острове беспечно
Вечно
Людям доставляя радости день ото дня
Знает каждый в чём его доля
Все играют свои роли
И может мне пойдёт моя
Стану я вождём
Поведу народ
Будем процветать мы из года в год
Только сердце мне про то поёт, что не так со мной
Вижу солнечный путь на волнах хрустальных
Он за собой меня ведёт
И я знаю, что он хочет мне открыть свои тайны
Ну так вперёд
Сделай первый шаг
Побори свой страх
А в глазах каждый день
Океан бескрайний меня зовёт за горизонт
Вот бы парус поднять
В путь отправиться дальний
Он свет прольёт
Что меня ждёт?

Являясь домом для глубоководных жителей и Лавкрафтовских ужасов, океан всегда был символом хаоса. Моана учит нас трем важным методам погружения в хаос, все из которых должны быть объединены для наилучшего эффекта.

Шёпот прибоя

Линия прибоя это линия между порядком и хаосом, постоянно смещающаяся вместе с волнами приливного цикла. Простейший метод РаЗоК - постоять у линии прибоя и погрузить пальцы в воду. Об этом сегодняшнее упражнение. У каждого есть граница, которая неизбежно прочерчивается без какого-либо понимания, почему. Прием заключается в обнаружении этой границы.

Каждый новый шаг, каждый поворот, каждый след и знак ведет нас к линии прибоя. Обнаружить её просто, нужно лишь вслушиваться в тихие, но пронзительные звуки сопротивления, которые заставляют вас оставаться на треке повседневной жизни. Прогулка, которую вы откладываете. Новый знакомый, которому вы почти помахали рукой, но не стали. Вопрос, который вы почти задали. Тема для обсуждения, застревающая у вас в горле буквально за секунду до того, как вы решитесь её озвучить. Клуб или мастер-класс, на который вы почти записались.

Жизнь постоянно подводит вас к линии прибоя, как бы вы не пытались от неё убежать. Вы смотрите на неё, сколько себя помните. Осталось её только заметить.

Горизонт

Глазеть на самую кромку между порядком и хаосом может быть полезно, чтобы обнаружить свои точки сопротивления, но вряд ли это годится для триумфального зова к действию. Моана напоминает посмотреть вверх, на горизонт. Небо это Райское Королевство и оно может быть достигнуто только, если вы отправитесь дальше от своей зоны комфорта, чем кто-либо когда-либо.

Существует набор метафор для успешных, интересных людей. Они кажутся наполненными до краев жизненным светом. Свет сияет сквозь них. Они ходят по светлым путям Бога. Второй метод РаЗоК - поднять свой взор, чтобы увидеть этот ослепляющий свет в вашем море, который определит вашу предельную мечту.

Посмотрите на людей, которыми вы восхищаетесь, которые сияют и искрятся внутренним светом. Создайте идеальное человеческое существо внутри сознания. Вы увидите, что недостающие качества находятся за пределами вашей зоны комфорта. Пусть эта мечта станет ветром, подгоняющим вас к открытому морю.

Жизнь на острове

Почему Моана единственная на острове, кто стремится в океан? Потому ли, что остальные слишком боятся своих сопротивлений или потому, что не видят света на горизонте?

По большому счёте, причиной желания Моаны покинуть остров является её нахождение на вершине иерархии. Она дочь вождя и ей предначертано вести за собой, к этому она готовилась с раннего детства. Вслушайтесь, когда она поёт «Стану я вождём, поведу народ, будем процветать мы из года в год». Нет ни единой ноты беспокойства или неуверенности. В отличие от всех остальных на острове, единственным направлением роста для Моаны является прыжок в хаос.

Это приводит к контр-интуитивному третьему методу РаЗоК: исследуйте границы своей зоны комфорта через обеспечение безопасности центра.

Укрепляйте и выстраивайте доверительные взаимоотношения. Изучайте и доводите до совершенства свое занятие. Используйте принципы Дизайна, чтобы создать себе святилище, в которое вы сможете вернуться. Поднимитесь на вершину своей нынешней иерархии. Как только центр окажется в безопасности, не останется ничего, что будет вас в нём держать. Ваш естество вернёт вас к открытому морю.

День 5: РаЗоК

Первый РаЗоК мы потратим полчаса на испытание новых вещей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не выбирайте действий, к которым у вас высокое сопротивление. Целью является стать человеком, который автоматически пробует новое, если оно ему не угрожает.

Шаг 1. Поставьте Йода-таймер на пять минут. Устройте мозговой штурм, выпишите как можно больше вещей, которых вы не пробовали. Они могут быть очень простыми, вроде послушать песни, исполненные на разных языках, прогуляться по ещё нехоженой улице, попытаться сделать стойку на руках у стены, крикнуть как можно громче, пробежать милю, попытаться провести разговор и ни разу не улыбнуться, написать хокку.

Шаг 2. Поставьте Йода-таймер на ДВАДЦАТЬ минут. Выполните как можно больше пунктов из вашего списка.

Челлендж дня

Поделитесь рассказом об обнаружении чего-либо прекрасного при исследовании территорий вне вашей зоны комфорта.


Перевод: 
sepremento
Оцените перевод: 
Средняя оценка: 5 (3 votes)
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/507